В классе ребенок с СДВГ, как правильно действовать педагогу?

В классе ребенок с СДВГ, как правильно действовать педагогу?

Согласно статистике, в России от 2% до 12% детей с СДВГ. Такой большой разброс связан с тем, что симптомы синдрома дефицита внимания и других заболеваний схожи.

Синдром дефицита внимания может иметь разные проявления, но чаще всего встречаются:

  • невнимательность;

  • импульсивность;

  • гиперактивность.

Педагогу важно понять, для ребенка с СДВГ школа - про вызов и преодоление. Им нужно быть усидчивыми, внимательными, сконцетрированными, следовать правилам, а все это дается им с трудом. Ребенок может испытывать трудности в освоении программы или налаживании отношений с одноклассниками, не потому что он лентяй или задира, а потому что ему сложно. Поэтому учителям очень важно понимать, как выстраивать процесс обучения с такими детьми.

Как распознать СДВГ и что делать

Основным отличительным моментом будет поведение. И чтобы дисциплина в классе во время урока не страдала, учителю важно выстраивать работу, учитывая особенности поведения детей с СДВГ. 

К основным отличиям в поведении относят:

Дисциплина. Педагогу важно не только создать условия для ребенка с СДВГ, но и сделать это так, чтобы он не оказался предметом травли. Если другие дети решат, что к ним иное отношение, это повлияет как на атмосферу в классе, так и на общение между одноклассниками. 

Непрерывные движения. Ребенок не может долго усидеть на одном месте и заниматься чем-либо. Он крутится, разговаривает, качается на стуле, хочет выйти из класса. Это связано с тем, что питательные вещества поступают в мозг во время движения, поэтому оно так необходимо детям с СДВГ.

Учитель может во время урока давать ребенку различные задания: собрать или раздать тетради, отнести журнал, набрать воды и т.д.

Скука. Детям с СДВГ становится быстро скучно от выполнения однотипных задач, они могут начать рисовать или отвлекать других. 

В зависимости от того, хорошо ли усвоен материал, такому ребенку можно сократить количество похожих заданий или давать их порционно.

Количество нагрузки. Понаблюдайте за ребенком с СДВГ, посмотрите, какой объем информации и задании он обрабатывает, не отвлекаясь. И формируйте нагрузку, исходя из этого.

Объемы заданий. Детям с СДВГ нужно давать те же задания, но в другой форме. Например, контрольная из 10 примеров покажется им слишком большой, и они не будут ее выполнять. Но, если вы сделаете 5 заданий из двух примеров, дети с легкостью их решат.

Сложность сосредоточиться. Чтобы детям было проще удерживать фокус внимания, посадите их ближе к себе. Периодически обращайтесь к ним, пока рассказываете тему урока. 

Если вы хотите проверить, усвоен ли материал, в начале урока спрашивайте именно детей с СДВГ. Так как в это время они еще сконцентрированы. 

Также объясняйте им задание во всех доступных видах: устно, письменно. Затем уточните, как ребенок понял.

Сложности с ощущением времени. Ребенок может не успеть доделать задание. Учитель же может напоминать классу, что до конца урока осталось, например, 15 минут.

Импульсивность и внешняя мотивация. Детям с СДВГ сложно не выкрикнуть ответ или делать то, что им не нравится. Учитель может ввести бонусную систему, чтобы дети получали очки при ответе, когда спросят именно их или при выполнении заданий. 

Отсутствие аккуратности. Детям с СДВГ трудно сдерживать внимание на красивом и аккуратном почерке. Поэтому в их тетрадях можно встретить рисунки, помарки, зачеркивания и прочее. Но акцентировать на этом внимание не нужно, даже у детей без СДВГ. Самое важно, как ребенок усвоил материал. Это и следует оценивать. Снижение оценки за “грязь” в работе, повлияет на мотивацию у любого ребенка. 

Память. Дети могут не выполнить часть заданий, пропустив их, забыть учебник,  тетрадь или в целом какое задание было нужно сделать.

Важно привлекать внимание ребенка по этим вопросам. Например, прикреплять стикеры к тетради, которую нужно забрать или ставить яркие пометки рядом с заданиями.

Большое количество эмоций. Дети с СДВГ очень эмоциональны. Поэтому они могут отреагировать достаточно остро на возникший конфликт или неприятную ситуацию. Учителю важно вмешиваться в такие моменты и помогать налаживать контакт с одноклассниками. 

Важно отдельно отметить, не ограничивайте движение детей сильно. Ребенку с СДВГ будет проще воспринимать вашу информацию, если он параллельно будет болтать ногами, например. 

При выборе места в классе, старайтесь не только сажать их ближе к себе, но и подальше от отвлекающих факторов. Такими могут быть окна, классный уголок с фото, шкафы. 

При выборе формата заданий, отталкивайтесь от того, что проще и лучше получается у ребенка. Например, он может написать сочинение, вместо ответа у доски. Или же наоборот, вместо письменного задания, пусть ответит устно. 

И самое главное, не пытайтесь изменить ребенка и не указывайте на его особенность восприятия. Вам нужно опираться на его сильные стороны и подбирать модель поведения, которая будет ему комфортной. Ребенку будет очень полезно признание его, хоть и небольших, но успехов.

Как учителю справляться с эмоциями

Работа с детьми может сопровождать стрессом, особенно, если договориться и повлиять на них не так просто. 

Педагог может взять паузу и выйти из класса. Или честно и открыто поговорить с ребенком, лучше один на один. Ни в коем случае нельзя переходить на личности и оценочные суждения, вроде “ты плохой мальчик” или “видишь, как ты меня довела”. Это не поможет. 

Также важно, чтобы в таких ситуациях педагог и родитель были заодно. Учителю полезно обращаться к ним за помощью или советом, как лучше вести себя с их ребенком в той или иной ситуации.


Online-kursy.top