Особенности работы педагога-психолога в ДОУ
Не для всех родителей понятно, зачем необходим педагог-психолог в дошкольном учреждении. Некоторые считают, что такой специалист должен заниматься детьми с психическими расстройствами. Это не совсем так. В отличие от психиатра, психолог занимается с людьми, не имеющими проблем, связанных с психикой.
Особенности профессии
В задачи специалиста не входит постановка диагноза, он занимается условно-вариативным прогнозированием. Если это необходимо, педагог может порекомендовать консультирование с узкими специалистами в области психологии и неврологии.
Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на ускорение приспособления и привыкания детей к изменениям в образе жизни, привыкание к педагогам и одногруппникам. В случае необходимости специалист предоставляет консультации родителям по вопросам развития, воспитания и поведенческих особенностей.
Основная роль педагога-психолога в детском саду – вовремя заметить и предупредить возникновение сложностей у ребенка. В задачи специалиста входит создание оптимальных, комфортных условий для развития деткой психики согласно индивидуальным особенностям. Педагог должен принимать участие в формировании психологической среды для охраны здоровья и формирования личностных качеств у ребенка.
Рассмотрим основные направления деятельности специалиста.
Предоставление консультаций
Психологическое консультирование родителей или других близких родственников малыша – важный момент в развитии ребенка. В процессе беседы удается выявить скрытые проблемы, которые стали причиной определенных событий и поведения ребенка. Психолог даст родителям профессиональные рекомендации как взаимодействовать с детьми, чтобы изменить в лучшую сторону их поведение и закрепить полученный результат.
В дошкольных учреждениях можно получить консультации педагога-психолога по вопросам сложностей и особенностей развития ребенка.
Консультирование бывает:
- плановое;
- внеплановое.
Решение каждого возникшего вопроса осуществляется индивидуально.
Диагностическая деятельность
В процессе проведения диагностики цель педагога-психолога – изучить и определить особенности развития эмоционального и психического развития детей, для того чтобы своевременно оказать помощь. Имеет право педагог-психолог образовательного учреждения обследовать ребенка только после согласия на это родителей или опекунов, лиц, которые ознакомлены с индивидуальными особенностями малыша и готовы принять и применить на практике профессиональные советы.
Диагностические исследования подразделяют на:
- плановые (описаны выше);
- ситуативные;
- комплексные.
В процессе проведения ситуативных исследований специалист посредством тестирования выявляет причины появления страхов и других проблем у ребенка.
С помощью комплексного исследования педагог определяет готовность ребенка к посещению школы.
Проведение коррекционно-развивающей работы
Учитывая разницу в развитии детей, скачкообразное формирование психических процессов, без проведения коррекционной работы не обойтись. В некоторых случаях требуется толчок для развития определенной психической функции, в результате чего нормализуется процесс усвоения информации или манера поведения.
По результатам проведения коррекционных занятий будет наблюдаться положительная динамика в сложностях развития малыша. Составлением программ работы педагога-психолога ДОУ занимаются ведущие российские педагоги-психологи, удостоившиеся грифа Федерации психологов образования России.
В работе специалисты применяют пальчиковую гимнастику, арттерапию, сказкотерапию, игротерапию, проводят игровые занятия, основанные на развитии сенсомоторики и тактильной чувствительности и т.п.
Профилактическая и просветительская деятельность
Под психологическим просвещением подразумевают предоставление информации родителям относительно психологического развития ребенка. В чем же заключаются особенности работы педагога-психолога? Специалист старается основное внимание уделять манере общения взрослых и детей. Путем проведения групповых консультаций и индивидуальных тематических бесед удается создать оптимальную, благоприятную атмосферу в детском коллективе.