Педагогу-психологу

Как провести встречу по вопросам адаптации с родителями ребенка с ДЦП

Как провести встречу по вопросам адаптации с родителями ребенка с ДЦП

В статье – в формате ответов рекомендации родителям, ребенок которых собирается в детский сад во второй раз после неудачной адаптации. Мальчику Диме 5 лет, у него диагноз ДЦП. Он пошел в садик в 3 года, но не смог адаптироваться, и родителям пришлось оставлять его дома. Сейчас мама хочет отдать Диму в детский сад во второй раз и обращается к психологу с вопросами, как облегчить адаптацию и помочь Диме освоиться. После ответов заберите памятку, как облегчить адаптацию ребенка, чтобы вручить родителям в конце встречи.

Скоро мы начнем ходить к вам в сад. Есть проблемы с моторикой, год назад поставили диагноз ДЦП. У нас был опыт посещения частного детского сада непродолжительное время до обеда. Но потом Дима стал часто болеть, капризничать, и я вынуждена была отказаться от детского сада. Теперь я беспокоюсь, как он на новом месте будет себя вести.

Расскажите, пожалуйста, почему вы переживаете?

Меня беспокоит, что он в группе может начать капризничать из-за того, что воспитатели не обращают на него внимания, не выполняют его требования. Бывает так, что Дима может меня обозвать, если я начинаю его брать за руку, чтобы он не упал. У него походка неустойчивая, я все время боюсь, что он упадет.

То есть Дима стремится к самостоятельности, пытается ходить без вашей помощи и разговаривает?

Говорит, но не совсем разборчиво, у него дизартрия. По этому поводу Дима тоже может злиться, когда его начинают переспрашивать.

Дима переживает эмоциональный дискомфорт. Ребенок не может физически активно двигаться, как его сверстники, и свободно общаться, поэтому злится и раздражается. Чтобы избавиться от дискомфорта, Дима должен поверить в свои силы. Для этого вам необходимо изменить свое представление о недуге ребенка и настроиться на совместную работу. Расскажите, пожалуйста, проводите ли вы какие-то специальные физические упражнения с Димой дома?

Упражнений не провожу, мы периодически ходим на массаж и физиопроцедуры.

Вы молодцы, что посещаете поддерживающие процедуры, но, к сожалению, их недостаточно. Ребенку нужен комплекс физических упражнений с постепенным увеличением нагрузки. Рекомендую обратиться к медицинским специалистам, желательно реабилитологам. Они могут разработать комплекс упражнений с учетом особенностей моторики. Например, упражнения на силу, гибкость, координацию и равновесие.

Скажите, пожалуйста, как мне научить Диму самостоятельно умываться, мыть руки и вытираться? Ему непросто работать руками, но в детском саду его беспомощность станет проблемой для всех.

Обучить ребенка гигиеническим и бытовым процедурам при функциональных ограничениях движений кисти сложно, но возможно. Подберите игровые методы, которые будут стимулировать интерес и мотивацию ребенка. Например, для того, чтобы приучить Диму мыть руки, можно использовать мыльные пузыри. Он ловит пузыри, растирает их и обязательно смывает. Движения можно повторять несколько раз. Можно использовать наглядный плакат с картинками этапов мытья рук. Если есть дома собака, ребенок вполне может мыть лапы своему питомцу после прогулки.

Нам нужно тренироваться, пока Дима не сможет выполнять все действия быстро и правильно?

Конечно, мы сейчас говорим не о том, как хорошо Дима выполняет процедуры. Наша задача – научить мальчика их выполнять, помочь поверить в свои возможности, а не довести навык до совершенства. Ставьте перед ребенком реалистичные цели в зоне ближайшего развития. Не ругайте ребенка за ошибки, например, когда он разлил воду, облился или недостаточно вымыл руки от мыла. Хвалите даже за маленькие достижения, чтобы создавать ситуации успеха и повысить самооценку.

Подскажите, пожалуйста, как мне правильно вести себя в ситуации, когда Дима начинает раздражаться, кричать и обзываться.

У всех детей с ДЦП есть эмоциональные расстройства. Они связаны с проблемами центральной нервной системы и физической беспомощностью. Но ваше отношение к проблеме может усилить расстройство ребенка. Если вы вольно или невольно показываете, что Дима что-то не может сделать, то и ребенок начинает больше переживать о своей беспомощности.
Предлагайте ребенку все доступные для него виды деятельности. Чем больше он будет что-то уметь, тем выше будет его самооценка. А уверенность в себе, высокая самооценка помогут стабилизировать эмоциональное состояние. Когда Дима поверит, что он сможет, то перестанет тревожиться из-за ошибок и неудач.

Я поняла. Но это долгий процесс, да? А что делать, если ребенок начнет кричать, раздражаться сегодня или завтра? Как успокоить?

Определите источник раздражения. Если что-то не получается, создавайте обучающие сессии по принципу от простого к сложному. Поддерживайте ребенка, показывайте позитивные эмоции. Если Дима кричит и обзывается, значит, вы не установили границы в общении. Ребенок должен понимать, что в отношениях есть «красные линии», за которые ему переступать нельзя. Исключение – тяжелые травмы и боль.

Подскажите, какие занятия дома желательно проводить, чтобы развивать умения и навыки Димы?

Вопрос верный, Вы не сравниваете ребенка с другими детьми. В приоритете – обучить Диму конструированию и рисованию. Конструирование развивает моторику рук, умение целое разбивать на части и наоборот, формирует координацию в системе глаз-рука, обучает пространственному расположению предметов. Конструировать можно по образцу, например, вы строите башню из пяти кубиков, задача ребенка – построить такой же объект, ориентируясь на цвет и количество.
В процессе рисования обучите ребенка захвату с использованием утолщенных карандашей или маркеров и развивайте простые графические умения, например, рисовать линии, «дорожки», соединять точки линиями, использовать крупные трафареты. Поощряйте ребенка наклейками, призами, сладостями.

Бывает так, что Дима отказывается со мной заниматься. Как в этом случае мне себя вести?

Проблемы с мотивацией возникают тогда, когда ребенку неинтересно, задание сложное, он боится неудачи или его не поддерживают.
Чтобы подобрать интересное задание, понаблюдайте за Димой. Определите, что ему интереснее, например, рисовать или играть с песком. Предлагайте задания «от простого к сложному», не торопите в достижениях. Поддерживайте ребенка и вознаграждайте любое его достижение.


https://vip.1obraz.ru

Online-kursy.top