Почему гибкие навыки обязательны и как их развивать

Почему гибкие навыки обязательны и как их развивать

Когда я работаю с педагогами и родителями, то часто слышу фразы, которые начинаются со слов: «Вот в наше время...». Продолжений много: лучше учились, больше читали, сами знали, кем быть... Я всегда отвечаю: «Сейчас другое время, и дети тоже другие. Это остается только принять и найти подходящие методы взаимодействия». О том, в каком мире живут дети и почему гибкие навыки жизненно важны для них – в колонке Дарьи Гроза.

Порой учителя у меня спрашивают: «Зачем нам дополнительно работать с гибкими навыками? На моих уроках работу в группах не построить». Я всегда напоминаю, что мир изменился. Любая система в любой момент может рухнуть, старые причинно-следственные связи не работают. Мир меняет требования к компетенциям работников. В противовес хрупкости развивают устойчивость. Тревожность уравновешивает эмпатия и осознанность. Нелинейность требует от людей быть гибкими, а непостижимость – прозрачности. Поэтому изменились форматы обучения, способы трудоустройства, оборудование на рабочем месте. Уже нельзя работать годами без изменений. Молодому поколению необходимо быть готовым к постоянным изменениям, гибкими к изменяющимся обстоятельствам, быстро и самостоятельно учиться новому, эффективно работать в условиях неопределенности. Нет времени постепенно привыкать – необходимо действовать и работать сразу, быть многозадачными. В структуре навыков это – надпрофессиональные компетенции, или гибкие навыки.

Гибкие навыки развивают лишь в комплексе

Гибкие навыки нужны даже в повседневной жизни

Гибкие навыки, или надпрофессиональные компетенции, или soft-skills – это навыки, которые помогают человеку работать и строить карьеру. Они не привязаны к конкретным профессиям и специальностям и необходимы даже в повседневной жизни. Например, программисту для качественного выполнения работы просто необходимо высокоразвитое критическое и креативное мышление, а менеджеру – коммуникабельность и навык кооперации. Во всех профессиях нужны сразу все гибкие навыки: только какие-то в большей, а какие-то в меньшей степени.

Я консультировала выпускника 9-го класса, который совместно с родителями решил оканчивать 11 классов и поступать в вуз. Выпускник изучает гуманитарные дисциплины, интроверт. При этом у него не развиты два навыка из 4К системы – коммуникация и кооперация. Мне приходилось «вытягивать» из него каждое слово.

Выпускник не хотел работать в социальной сфере, не хотел идти в науку. Все профессии, которые подросток называл как возможные, исключала я по критериям «нужны знания в точных науках» или «нужно много работать в команде». Список вариантов был невелик, так как малое количество социальных контактов на рабочем месте предполагают рабочие или технические профессии. Я рекомендовала выпускнику компромиссные направления. Ни в одной профессии не получится полностью исключить общение, поэтому дополнительно рекомендовала развивать гибкие навыки.

Система 4-К компетенций включает в себя четыре навыка высшего порядка: критическое мышление, креативное мышление, коммуникация и кооперация. Я согласна со старшим поколением в одном: раньше люди больше общались друг с другом и специально развивать надпрофессиональные компетенции не было нужно. Учащиеся нуждались в помощи взрослых, чтобы не выходить за рамки закона и общественных норм. Сейчас же ситуация изменилась. Подростки не ищут общения. Ко мне приходит все больше учащихся, у которых нет друзей. Они не общаются с одноклассниками, не посещают секции и кружки. Им нужна помощь педагогов, чтобы развить гибкие навыки.

Гибкие навыки развивают только в комплексе

Встраивают в урок приемы групповой работы. Организовывать работу в мини-группах, проводить деловые игры, применять приемы коллективно-творческой деятельности, поручать сделать проект. Чтобы командная работа была эффективной, необходимо выполнить пять условий. Первое – обозначить проблему, которую должна решить группа. Второе – формировать группы учащихся, в которых не больше семи человек. Третье – постепенно увеличивать сложность и время совместной работы. Четвертое – озвучивать учащимся их действия, чтобы они осознали, что умеют работать в команде.

Многократно повторяют опыт. Регулярно включать командные задания в образовательный процесс. Например, во время профориентационного занятия по миру профессий для младших классов объединить учащихся в команды и предложить каждой из них нарисовать портрет человека какой-либо профессии и выписать список качеств и умений, которыми он должен обладать. После попросить команды презентовать свою работу. Они должны описать профессию от лица человека, которого изобразили.

Такое задание развивает все четыре гибких навыка. Коммуникацию – когда участники начинают обсуждать, что и как будут делать. Кооперацию – когда определяют лидера команды и распределяют роли: кто рисует, кто придумывает качества, кто поддерживает команду, кто находит нужные ресурсы. Креативность – когда придумывают, как презентовать работу. Критическое мышление – когда обсуждают и выбирают варианты.

Психолог в это время наблюдает, как учащиеся общаются друг с другом, направляет команды, помогает всем включиться в работу. В конце занятия он дает командам обратную связь. Психолог оценивает, насколько слаженно работали команды, просит учащихся рассказать, что они плохого и хорошего заметили, оценить свой вклад в работу. Такое обсуждение помогает осмыслить опыт и построить план взаимодействия, развивает критическое мышление.

Гибкие навыки развивают лишь в комплексе. Например, если в описании упражнения сказано, что оно развивает креативность, то в формате групповой работы оно также прокачает коммуникацию и кооперацию.

© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru

Online-kursy.top